Процесс управления эргатической системой и факторы, определяющие качество процесса управления
Итак: эргатической системой (ЭС) называется сложная целеустремленная система, включающая в структуру человека-оператора (группу операторов), техническое средство труда (машину) и соприкасающуюся с ними внешнюю среду.
Система ЭВС является сложной эргатической системой где «групповой оператор» — экипаж действующее лицо, вовлечённое в управлении системой, деятельность которого направлена на достижении поставленной цели (выполнение полёта).Технические возможности современных ВС позволяют автоматически выполнять отдельные операции и даже решать отдельные задачи без участия человека (например TKAS). т. е. машина сама перерабатывает часть информации, сама формирует командные решения и исполняет их. В данном случае оператор (в отличие от простых ЭС, где он всегда играет активную роль исполнителя) взаимодействует с машиной в первую очередь путём информационного обмена. Однако любая автоматическая система любой сложности выполняет только функции, заключенные в неё программой при её включении, Оператор контролирует её работу, включает, выключает, т. е. сохраняет активную творческую роль в процессе полёта и всегда является основным функциональным компонентом системы ЭВС.
Схема процесса управления эргатической системы.
СПИ -это
как бортовая информацион система, так и дополнительная внешняя информац.
На этом этапе происходит выбор оптимального решения на основе поступ. информации Действие.
Качество процесса управления в эргатической системе зависит от многих факторов. Наиважнейший из них — совместимость оператора, машины и среды. Здесь можно выделить следующие элементы.
І. Информационная совместимость оператора с машиной. Информационное поле, поступающее к оператору состоит из комплекса приборов, отображающих реальную обстановку полёта (сенсорная информация) и состояние систем ВС, а также информации поступающей через органы чувств (шумы, вибрации и т. д.) сложность задачи состоит в том, чтобы создать такую информационную систему, у которой:
а) Информация была достаточно полной и объективной.
б) информационное поле соответствовало бы возможностям оператора по её приему и обработке, и давала бы сведения о состоянии всех жизненно важных систем ВС.
Вопросы информационной совместимости оператора и машины имеют исключительное значение для удобства, безопасности, точности, быстроты действий оператора по достижению нужных выходных показателей системы.
2.Энергетическая совместимость оператора с машиной предусматривает создание органов управления машиной такими, чтобы затрата усилий при управлении мощность скорость, точность и темп управляющих воздействий, нагрузка на конечности оператора, вовлеченные в работу были соизмеримы с возможностями оператора (гидроусилители, триммирование и т. д.)
3. Пространственно-антропометрическая совместимость оператора и машины состоит в выборе и создании отсека управления позволяющего удобно достигать органов управления, чётко распознавать показания приборов и звуковые сигналы, разместить источники информации в соответствии с эргономическими требованиями.
Например: — однотипные приборы размещаются в ряд по вертикали в порядке значимости
— ответственные приборы должны находиться в зоне центрального
— чтение приборов как правило осуществляется слева направо и сверху вниз.
— должно осуществляться дублирование важной информации.
4. Биотехническая совместимость оператора, машины и среды состоит в разумном сочетании между физиологическом состоянием (работоспособностью) оператора и различными факторами внешней среды (микроклимат, освещение. вибрация, перегрузки. шумы).
5. Конструкция органов управления. (расположение четкое распознавание, исключение заедания, хороший обзор, создание у пилота «чувства ручки»).
Есть и ряд других требований по совместимости оператора и машины.
В принципе, возможности по созданию более современных и совместимых с оператором машин безграничны, чего нельзя сказать об операторе, имеющем чёткие пределы своих возможностей. Безошибочность работы оператора — главный показатель функционирования ЭС достигается методом адаптации человека к машине формированием у него специальных профессиональных навыков. Кроме этого персонал по своим личностным и психологическим качествам должен соответствовать требованиям к данному виду деятельности и эти качества также следует формировать в возможных пределах.
Вообще для успешного, безопасного завершения полета необходимо, чтобы действия оператора, парирующего отклонения опережало время развития аварийной ситуации.
от t2 t3 — время парирования от to до t3- располагаемое время оператора
Многочисленные эксперименты на тренажерах и результаты расследования «И» и АП показывают, что в среднем подготовленному оператору требуется на парирование особой ситуации
5. 1: 2 сек. распознание отклонения (отказа) по прибору или поведению ВС;
6. 3: 4 сек. на оценку ситуации и выбор оптимального способа действия;
7. 1: 2 сек. на воздействие на 0У через У
(При катастрофе Ту-154 под Хабаровском 05.12.1995 г. на распознание ситуации от момента звукового сигнала «правый крен велик» до действия экипажа ушло 12 сек. В это время крен достиг 700 и ситуация стала необратимой).